Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Отдельные проблемы духовной жизни в преподавании обществознания

Гугнина О.В.,кандидат педагогических наук, старший преподаватель Оренбургского государственного педагогического университета

Особенность исторического и обществоведческого познания в том, что надо научить понимать целостную картину мира, изучая историю и обществознание; задача учителя истории - содействовать рождению понимания.
Искусством толкования текстов занимается герменевтика. Учение о «понимании», толковании как методологической основы гуманитарных наук, является предметом исследования педагогической герменевтики. Толкование может быть словесным, а может быть образным, деятельностным.
С целью выявления глубины и правильности понимания понятий: «фанатизм», «веротерпимость», «религия», «свобода совести», составляющих основу темы «Религия как часть культуры» в курсе методики преподавания обществознания, студентам IV курса ОГПУ нами был предложен прием «Тихая дискуссия», описанный Е.А. Певцовой. (1)
Студенты разделились на группы по 2-3 человека. Каждая группа расположилась вокруг своего стола, на котором лежали альбомные листы бумаги. Мы попросили студентов нарисовать на листе все свои ассоциации и вообще все, что: приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Все одновременно рисуют, соблюдая самое главнее правило: «Говорить нельзя, нужно молчать, соблюдать тишину». После того как студент изобразил свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи. Он может давать письменные ответы на вопросы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.
Через 12 минут заканчивается «тихий этап» и спикер группы, рассмотрев листы должен представить общую картину. Рассматривая творческий продукт ребят, мы выделили элементы, повторяющиеся почти во всех работах - образы мировых религий в виде символов: полумесяца, шестиконечной звезды, креста и знаков равенства между ними, олицетворяющих веротерпимость, дороги, ведущие в храмы с символикой мировых религий как свободы совести.
Повторяющиеся элементы, на наш взгляд, с одной стороны символизируют идеологические штампы в нашем сознании, с другой стороны - позволяют нам говорить на одном и том же языке, понимая друг друга без слов. Понимание — это процедура, направленная на понимание смысла. Понимание - есть обладание смыслом. В процессе обучения создание единого смыслового поля (т.е. обладание общими смыслами) сближает людей, формирует общую коммуникативную деятельность.
Наибольшая степень индивидуальности и глубины понимания проявилась у студентов при изображении понятия «фанатизм». «Фанатизм» ассоциировался с летящим самолетом, врезающимся в храмы.
У некоторых ребят понятие «фанатизм» идентично понятию «идол», но при этом идол в определенных рамках, как поклонение какому-нибудь совершенству, приемлем, а «идол» = «фанатизм» вне рамок недопустим (слово перечеркнуто). Понятие «фанатизм», ассоциирующееся с черными очками, по мнению ребят, приводит к казенному дому и разбитым судьбам. Интересная была работа, в которой понятие «свобода совести», изображено на знаке дорожного движения с синей, предписывающей линией, а «фанатизм» на таком же дорожном знаке, но только с красной, запрещающей линией.
Фанатизм ассоциируется:
• с огромным религиозным символом (крестом), в котором человек растворяется как личность;
• с маленьким человеком, для которого фанатизм застилает собою весь мир;
• фанатизм как каменная глыба, в которую лбом уперся человек.
Понятие «религия» представлено как единая дорога всего человечества к пониманию Добра и Бога.
Добро и Бог представлены в виде одного здания, увенчанного православным крестом, исламским полумесяцем, иудейской звездой.
Таким образом, мы выяснили, что «ядро» понимания у ребят общее, но не полное.
В ходе работы мы столкнулись с неправильным пониманием понятия «свобода совести» у некоторых студентов, которые трактовали данное понятие как возможность быть совестным или бессовестным.
Выявляя правильность понимания, дополняя и расширяя его, мы также используем работу со словарями, например:
Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. док. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984. - С. 65.
Фанатизм - образ мыслей и поведение фанатика
Фанатик 1. человек исступленный религиозности, изувер; 2. (перенос.) человек, страстно преданный какому-нибудь делу.
Религиоведение: Учебное пособие и учебник: словарь - минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. - С. 473.
Фанатизм - 1. образ мыслей и действий фанатика, исступленная преданность своей религии, соединенная с крайней нетерпимостью к иным верованиям; 2. страстная преданность чему-либо, приверженность каким-либо идеям, взглядам.
Философский словарь // Под. ред. И.Т.Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - С. 409
Фанатизм страстная преданность своим убеждениям, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям; религиозный фанатизм - исступленная преданность своей вере и нетерпимость к иным верованиям
Атеистический словарь (Абдусамедов А.И., Алейннк ; Р.М., Алиева Б. А. и др. // Под общ. ред. М.П.Новикова. - изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1984. - С. 85
Фанатизм - (от лат. fanaticus - исступленный) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию чему-либо в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим.
Точно также мы отрабатываем каждый термин. Признавая знания студентов, мы ставим перед собой задачу: уточнить, расширить, углубить и дополнить их.
Выявляя пробелы в понимании терминов на основе образных представлений, уточняя их по словарям, мы создаем единое смысловое поле (причем не на уровне чужих, а на уровне собственных смыслов студентов), позволяющее нам понимать друг друга.
В ходе такой работы человек демонстрирует собственный взгляд на мир, людей, самого себя, свое отношение к происходящему, т.е. складывается определенный тип поведения, а в конечном итоге формируются убеждения и мировоззрение.
Оценивая данный прием, студенты выделили следующие плюсы: позволяет выяснить правильность понимания в самом начале урока и привести определения понятия к общему знаменателю; обеспечивает включенность всех участников в совместную работу; единое правило для всех (тишина).
При анализе работы мы пришли к выводу о возможности использования данного приема на уроке в школьном курсе обществознания.
«Тихую дискуссию» есть смысл использовать перед изучением темы, поскольку данный прием позволяет увидеть первоначальный срез, уровень понимания учащимися понятий, а их корректировка и закрепление идет позже. Данный вид работы занимает от 17 до 20 минут (12 минут студенты работали над образами - символами и 5 минут затрачивается на представление своего творческого продукта).
«Штампы» в сознании учащихся нам помогают говорить на одном языке, а «изюминки», особенности личного восприятия и понимания, позволяют наметить аспекты, пути дальнейшего разговора по теме, в русле которых можно использовать герменевтический принцип в оставшееся время урока (20 – 25 мин.).

Литература
1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.,2003, с.219

Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь

1