Заседание Совета Центра

29 января 2015 года состоялось заседание Совета НИЭЦ «Наука и Слово» с обсуждением итогов участия Центра в работе ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве 21-23

Новое издание Центра

В январе 2015 года вышла монография О.В. Розиной «Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога».

Уникальная разработка Центра

Представляем УНИКАЛЬНЫЙ учебно-методический комплект по православной культуре «Мультимедийный конструктор по Основам православной культуры» протоиерея Владимира Янгичера.

Подготовка учителей Подмосковья к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников

Розина О.В., канд.ист.наук, доцент
Подготовка учителей Подмосковья к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников
Подготовка учителей Подмосковья к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников на основе ценностей православной культуры: концептуальный анализ проблемы
 
 
Презентацию можно скачать как прикрепленный файл (презентация).
Слайд 2. Центр «Наука и Слово», созданный православными педагогами высшей школы, научными сотрудниками и священством в целях оказания помощи учителям средней школы в деле преподавания предметов духовно-нравственной направленности проводит исследования в различных регионах страны и русскоязычного зарубежья.
Слайд 3. Регламент выступления не позволяет представить всю совокупность наблюдений и сравнительных оценок состояния подготовленности учителей Подмосковья к реализации задач обязательной для изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому мы ограничимся лишь наиболее существенными положениями, оценками и выводами.
Слайд 4. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования задачи данной области определены в разделе 11.4. Они включают широкий спектр требований по воспитанию способности учащихся к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию. Предусматривается, в частности, формирование представлений об основах культуры традиционных религий России, их духовном идеале и нравственном потенциале
Слайд 5. Подобные положения содержат и иные государственные нормативно-правовые документы последнего времени в области образования, а Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал и систему базовых национальных ценностей.
Слайд 6. В ней указывается, что «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации»
Слайд 7. Концепция предполагает, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
Слайд 8. Всем участникам образовательного процесса очевидно, что формирование патриотизма и гражданственности, воспитание уважения к традициям и культуре, бережное отношение к окружающим людям и природе невозможно в бездуховном и безнравственном пространстве.
Слайд 9. Но понимание человеком смысла жизни и индивидуально-ответственное поведение есть ни что иное как реализация определенного образа жизни, который, в свою очередь, есть результат свободного и ответственного выбора определенного мировоззрения, которое реализуется в мыслях и поступках.
Слайд 10. Поэтому система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом, а нравственное воспитание – практический способ реализации определенного мировоззрения, так как обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения в деятельности человека.
Слайд 11. Таким образом, без свободного, сознательного, а потому и ответственного, личного выбора и главное - внутреннего изменения духовного мира человека невозможно решение воспитательных задач новой образовательной области. Без такого изменения ее реализация будет носить внешний характер по отношению к личности ребенка – информационно-знаниевый, но не личностно-преобразующий.
Слайд 12. Знания о том, в каком году, по проекту какого архитектора, в результате какого исторического события был построен храм напротив дома не изменят внутреннее положение в самом доме, не помогут преодолеть духовно-нравственный кризис личности, семьи и общества.
Слайд 13. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и нравственных установок в соответствии с определенным типом мировоззрения. Духовно-нравственная культура – это предмет, прежде всего, о внутреннем мире человека, мотивах его нравственного выбора, путях коррекции этого выбора и мерах помощи в поиске полезного для духовного здоровья выхода из нравственного тупика. Результатом духовно-нравственного воспитания является определенный образ жизни человека.
Слайд 14. Задача нового предмета – не в подготовке богословски грамотных прихожан и адептов традиционных религий, а в формировании навыков в решении главного нравственного выбора человека – между добром и злом в каждом конкретном случае. Собственно овладение этой наукой – принятие нравственных решений – и есть то, что необходимо любому человеку, независимо от его профессии, рода занятий, пола и возраста. Но овладение наукой – не в смысле философствования на тему «что есть добро», а формирование цельной личной мировоззренческой позиции и навыка принятия и исполнения нравственных решений, направленных на добро. Такой подход потребует серьезной духовной работы, искоренения в себе самом того, что препятствует его реализации.
Слайд 15. В педагогике действуют ТРИ закономерности:
Без положительного примера нет процесса воспитания
Учитель может дать ребенку только то, чем владеет сам
Взаимоотношения «учитель-ученик» проходят по принципу «сообщающихся сосудов»
Нельзя сеять неразумное (глупое), недоброе (злое), невечное (временное).
Рассмотрим подробнее каждую из этих закономерностей
Слайд 16. Закономерность № 1. Без положительного примера нет процесса воспитания. Ключевой проблемой любой воспитательной системы является выбор нравственного идеала, так как он представляет собой образ, в соответствии с которым происходит формирование личности. В государственной системе подготовки педагогических кадров по-прежнему господствуют представления о стихийности формирования у людей нравственного идеала, его относительности и изменчивости в зависимости от исторической действительности.
Слайд 17. В то время как в православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека. Самоопределение человека по отношению к Нему и есть внутренне признание или отрицание высшей ценности
Слайд 18. Однако признание высшей ценности православной культуры потребует изменение собственного образа жизни, так как нельзя следовать по пути Христа, но без креста. Но изменение образа жизни и страшно, и больно. Гораздо проще исповедовать любую красивую и «мудрую» философию, но себя не менять, прожить жизнь в видимом благополучии, но так и не научиться любить других людей и свое Отечество
Слайд 19.Можно ли считать себя христианином, но не менять ни себя, ни свой образ жизни? Да, можно, но только это будет не православный образ жизни, а
либо свое понимание православия, по принципу – это мне нравится, а это нет, что близко к язычеству
либо протестантизм, согласно которому для того, чтобы считаться христианином не обязательно менять себя, а достаточно просто верить во Христа, что удобно и комфортно, так как оправдывает «мелкий грех»
Слайд 20. Протестантское искажение христианства очень удобно: Бог наказал человека за его непослушание (вкушение запретного плода с древа познания добра и зла), а потом простил по Своей безграничной любви и милости без всякой духовной работы со стороны самого человека, просто потому, что тот поверил Богу. Такой подход соответствует современной релятивистской философии, сменивший ставший немодным атеизм
Слайд 21. В качестве научного фундамента используется идея так называемого «гуманитарного религиозного образования», как синтез российских реалий и западноевропейского опыта преподавания религии. Этот опыт базируется на идеях протестантизма, что в корне отличает его от российских традиций, основанных на святоотеческом наследии и ценностях православной культуры
Слайд 22.В практическом плане «интервенция» протестантизма реализуется в ряде российских учебных изданий. Она проходит, зачастую, путем подмен педагогических понятий и нравственных категорий, разливаясь тонким ядом по страницам книг. Это и понятно: если были бы видны последствия обмана, никто не захотел бы быть обманутым. Отметим лишь отдельные замечания только по одному из изданий, имеющему отношение к нашему региону
Слайд 23. Возьмем, для примера методическое пособие для учителя к учебнику «Духовное краеведение Подмосковья» (автор Л.Л. Шевченко) изданному почти 100-тыс. тиражом
Оно имеется в каждой подмосковной школе. (Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Методическое пособие для учителя. 3-изд. М., 2010, С. 5,7,10,11, 17, 19, 20, 21,22, 23,24,25,27, 32, 33,37,38,41, 54, 57 и далее)
Слайд 24. Автор пособия утверждает, что основное содержание православной культуры – это спасение Богом человека (с. 19), поэтому в содержание издания и методические рекомендации вводится сопряженное понятие «наказание-послушание» в ущерб формированию свободного, сознательного и ответственного выбора самого человека. При этом учителю рекомендуется в воспитательной работе опираться на связку понятий «послушание –радость», «непослушание-печаль» (с.11), «рай-послушание» (с.14), «послушание –грехопадение» (с.15) и т.д.
Слайд 25. Так, (с.37) утверждается, что «он (человек) согрешил, и был наказан Богом», а затем Бог стал спасать его (с.41). При этом речь не идет о раскаяние самого человека в неразумном употреблении своей свободы и добровольным лишении себя подобия Божьего. Наказание Бога рассматривается как отвержение человека от Себя, а не как невозможность совместного бытия «света и тьмы». Таким образом, Божия любовь к человеку – это лишь прощение непослушания
Слайд 26. При таком подходе весьма затруднительно ответить на простые вопросы учителей, например такие:
Почему мой ученик К., когда украл у отца сигареты, то испытал радость, а когда отец потребовал вернуть их обратно, то ученик испытал печаль?
Должен ли сам человек идти к Богу или он все равно будет спасен, т.к. это и есть основное содержание православной культуры?
Если человек не считает, что нуждается в спасении, значит он некультурный или не православный?
Когда-то Бог Сам наказал человека за то, что тот Его ослушался, а потом одумался и стал спасать? Значит ли это, что Бог раскаялся в своем поступке - изгнании из рая - и стал спасать согрешившего человека, который не желал этого спасения? И так далее.
Слайд 27. Кроме этого, в анализируемом издании утверждается, что
Святость можно разделить по районам Подмосковья, не давая учителю само понятие святости
Православная культура представлена «в объектах и феноменах религиозного искусства»
Священное Писание является основной богослужебной книгой, а Благодать – это Дух Святой
Священная история располагается «вокруг 4-х основных тем – Сотворение мира - Боговоплощение (Рождество Христово) - Распятие (Крестная Жертва) - Воскресение Христово - создание Церкви»
Учителю рекомендуется изучать протестантский вариант Библии из 66 книг при отсутствии даже упоминания о Священном Предании
Совесть христианина является мерой ценности жизни
При таком подходе декадент-символист поэт Ф.Соллогуб становится христианином, а посещение его усадьбы – полезным для формирования православного образа жизни.
И многие иные утверждения, не соответствующие ни православной догматике, ни православной культуре, ни отечественной истории, ни классической литературе
Слайд 28. Конечно, данный УМК не прошел экспертизу (ни научно-педагогическую, ни богословскую) в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации и не имеет никакого грифа этого Отдела. А его распространение в Московской области – дело ответственности тех, кому протестантизм кажется более «правильным христианством», чем православие
Слайд 29. «Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира» - предупреждает нас Патриарх Кирилл (из выступления на открытии ХIХ Международных Образовательных Рождественских чтений 24 января 2011 г.).
Слайд 30.Закономерность № 2. Учитель может дать ребенку только то, что имеет сам. Можно ли передать другому того, чего у тебя нет? Ответ очевиден. Конечно, нет. Поэтому чтобы воспитывать ребенка в традициях православной культуры учитель должен их знать и строить свою жизнь в соответствии с ними
Что мы видим в Подмосковье?
Слайд 31. Анкетирование, проводимое с 2003 г. среди слушателей курсов по «православной культуре» в Московской области показывает: 92,5 % респондентов считают себя православными, 99,8 % опрошенных крещены, около 10% указывают, что религия занимает в их жизни центральное место. НО ПРИ ЭТОМ
36% учителей считают возможным семейную жизнь без регистрации брака
только 64 % считают аборт убийством,
17,5% затрудняются с ответом на этот вопрос
59% респондентов не могут определить своего отношения к обману и измене
Слайд 32. Это «болезнь эклектизма» (смешение мировоззренческих концепций)
Но если на бытовом уровне она может привести к смешению в индивидуальном сознании добра и зла и ошибочному личному нравственному выбору, то в профессиональной работе педагога является опасным соблазном для многих.
Слайд 33. Эклектизм проявляется в попытках соединить несовместимое. Например, православия и рерихарианства, включая в рекомендации учителю использовать в практике наряду с трудами Отцов Церкви и ведущих богословов работы «педагога-новатора» Шалва Амонашвили – сторонника учения Николая и Елены Рерихов. Для эклектизма характерен также некритический подход к зарубежным педагогическим технологиям, направленным на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Одной из таких технологий является нейро-лингвистическое программирование (НЛП) называемое православно-ориентированными психологами «научным видом магии».
Слайд 34. Московская область «отличилась» и здесь. Экспертное заключение доктора психологических наук В.И. Данилова об использовании НЛП, метода «якорения» и рерихарианства в концепции и экспериментальном учебно-методическом комплекте «Православная культура» (1-8 классы, автор Л.Л. Шевченко) опубликовано на официальном сайте Свято-Пафнутьева Боровского монастыря http://www.pafnuty-abbey.ru/pravoslavie/?pg=akspertiza и на иных интернет-ресурсах.
Слайд 35. Для реализации целей новой предметной области по модулю «Основы православной культуры» в 2009 г. в редколлегию и экспертный совет было представлено 2 учебника – 1) под редакцией протодиакона А.Кураева; 2) Л.Л. Шевченко. Члены редколлегии 16 декабря 2009 г. пришли к выводу, что концепция Л.Л. Шевченко является устаревшей и нарушает главную заповедь педагога «не навреди», «такая подача материала даст нам новое поколение атеистов», так как «христианство - это Христос, а не обряды и быт». Были и иные замечания по тексту самой работы
Слайд 36. Патриарх Кирилл согласился с заключением экспертной комиссии и 28 декабря 2009 г. было принято решение рекомендовать в школы учебник А. Кураева, а книга Л.Л. Шевченко «может использоваться в качестве дополнительного в регионах, участвующих в проекте, если это окажется полезным для достижения целей эксперимента»Реальное положение в Подмосковье Вы знаете, особенно после письма нашего Министерства образования от 02.08.2011 № 7177-07 п/07 http://mo.mosreg.ru/metod_rek/2990.html
Слайд 37. Закономерность № 3. Взаимоотношения «учитель-ученик» проходят по принципу «сообщающихся сосудов.Этот закон прост: «однородная жидкость перетекает из сосуда, который выше, в тот, который ниже, пока уровни их не сравняются – не зависимо от формы сосудов». Практический вывод: учитель по своему предмету должен знать значительно больше, чем знает об этом предмете ученик.
Слайд 38. Где учитель получает знания о православной культуре, ее ценностях и традициях?
Слайд 39. В педагогических вузах и колледжах Подмосковья отсутствуют предметы «Православная педагогика и антропология», «Православная культура».
Поэтому полученные знания фрагментарны, а образование выпускника является функционально неполным и профессионально некомпетентным для реализации задач новой предметной области
Слайд 40. В условиях отсутствия государственной системы вузовской профессиональной подготовки основной формой получения знаний учителем по предмету с условным названием «православная культура» становятся краткосрочные курсы повышения квалификации
Слайд 41. Их общими чертами являются:
краткосрочность, обусловленная государственными нормативами для факультативных и дополнительных предметов; разноплановость (отсутствие единых программ), что связано уровнем подготовки самих лекторов и руководителей этих курсов; различное по степени участие священнослужителей в проведении занятий
Слайд 42. При этом в перечне квалификационных групп должностей работников образования нет такой категории, как «учитель православной культуры» или «педагог духовно-нравственного воспитания». Поэтому учитель-практик не может пройти по этому предмету необходимую аттестацию, и курсы для нее носят лишь «дополнительный» характер
Слайд 43. Еще в прошлом учебном году Московской области существовало 13 программ повышения квалификации по проблемам православной культуры и духовно-нравственного воспитания
Слайд 44. В нынешнем учебном году у нас в области «работает» единственная программа, автор которой Л.Л. Шевченко Она включает 4 раздела (или блока) *православное богословие; *христианское искусство, архитектура и письменность; *теория и методика преподавания курсов по истории религиозной культуры *методика преподавания предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
Слайд 45. Несмотря на многообещающее название этой программы - «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» в ней отсутствуют специальные разделы как о духовной, так и о нравственной культуре
Слайд 46.Вопрос: обладает ли учитель достаточной профессиональной компетенцией для преподавания основ православной культуры и решения образовательно-воспитательных задач новой предметной области? Ответы будут различны в зависимости от мировоззренческого выбора отвечающего.
Слайд 47. В административно-управленческих образовательных структурах и научно-педагогическом сообществе существует два прямо противоположных взгляда на готовность учителя к решению задач новой предметной области.
Первый. Учитель получает достаточно знаний о духовно-нравственных ценностях православной культуры при получении базового предметного образования (историка, химика, физика, биолога и пр.). Он имеет профессиональный и жизненный опыт, а сама профессия носит нравственный характер.
Второй. Нет безнравственных профессий, но есть циничные и безнравственные профессионалы, а в педвузе нет ни одного предмета, раскрывающего основы духовно-нравственной культуры народов России.
Слайд 48. Следствия выбора очевидны. В первом случае длительная специальная подготовка не требуется, а на краткосрочных курсах главное – методика использования школьного учебника по предмету. Во втором – необходима длительная специальная подготовка, а на краткосрочных курсах возможно лишь раскрытие базовых понятий предмета.
Слайд 49. Результат также прогнозируется: учитель не может дать ребенку того, чего не имеет, т.е. раскрыть предмет с позиций самой православной культуры, мотивировать ученика на самосовершенствование и стать для него примером в духовно-нравственном возрастании. Поэтому в первом случае преподавание в школе носит информационный характер и не раскрывает предмет «изнутри», т.е. с позиций самой духовной традиции и не мотивирует на нравственное совершенствование ни ученика, ни учителя.
Слайд 50. Долгосрочная перспектива выбора также понятна. При первом подходе к подготовке учителя преподавание в школе носит информационный характер и не раскрывает предмет «изнутри», т.е. с позиций самой духовной традиции, так как учитель сам не понимает сущности православной культуры. Духовно-нравственный кризис в обществе углубляется. Во втором случае духовно-нравственное совершенствование учителя становится примером для учащихся.
Слайд 51. Какой подход способствует решению задач личностного развития, предусмотренных в нормативных документах нового стандарта образования?Мотивирующий на «готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Слайд 52. Совершенно очевидно, что для такого подхода к подготовке учителя следует отказаться от логики «курса молодого бойца» и перейти к системному и целенаправленному его обучению, как это уже происходит в ряде регионов: Тамбовской, Курганской, Костромской, Калининградской, Екатеринбургской, Ленинградской и других областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Приморском и иных краях страны
Слайд 53. Однако и в этом вопросе Московская область имеет свой подход, опирающийся на определенный мировоззренческий выбор. Для его концептуального обоснования начинает создаваться научная школа
Слайд 54. В 2010 г. была защищена кандидатская диссертация Д.Е. Самогаева «Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации)»
Научный руководитель – Л.Л. Шевченко
Официальные оппоненты –
А.Я. Данилюк (соавтор Концепции духовно-нравственного воспитания и составитель книги для родителей по новому курсу, в которой один лишь только приход священника в школу называется «прямым нарушением Конституции России», хотя это и не соответствует норме конституционного права)
2) В.Н. Ахренов – заместитель Министра образования Московской области
Слайд 55. В работе защищалось «исходное положение о том, что педагогическая подготовка учителей духовной культуры должна быть соотнесена с учебно-методическим комплексом по предмету, предназначенным для использования в школьном учебном процессе» Такой подход назван в работе оптимальным. (Самогаев Д.Е. Информационно-содержательная основа…Автореферат…с.18)
Слайд 56. Однако следует заметить, что такой подход не восполняет отсутствие фундаментальной (многолетней и системной) подготовки
* в области православной теологии и сравнительного богословия
* специальных компетенций, связанных со спецификой духовно-нравственного воспитания в современной светской школе
* умения работать с родителями учащегося и т.д.
А также не учитывает отсутствие многолетнего духовного опыта у учителя
Слайд 57. В таком случае после окончания курсов учителя не в состоянии определить сущность основных понятий православной культуры, а тем более следовать им в жизни. Но именно этого – изменения образа жизни – и не требуется при отсутствии святоотеческого подхода к преподаванию православия
Слайд 58. Поэтому нравственные ценности православия воспринимается выборочно, что приводит к
эклектичности (смешанности) мировоззрения учителя,
формированию «мифов о Православии»,
явлениям неофитского сознания, реализуемых в школьной практике
протестантизму, обрядоверию, магизму и оккультизму под видом православной культуры.
Слайд 59. ПОЭТОМУ. Менее 30% выпускников курсов повышения квалификации Московского региона считают себя подготовленными для преподавания православной культуры. Это является одной из ведущих причин того, что учителя по окончании курсов «не берутся» за преподавание соответствующей дисциплины. Более 85% слушателей полагают, что курсы повышения квалификации могут стать для них лишь начальным пунктом движения по пути личного духовно-нравственного самостановления и самосовершенствования, помогают в личном мировоззренческом выборе.
Слайд 60. Предварительные выводы
На краткосрочных курсах нельзя повысить квалификацию, которой нет
Без когнитивного компонента и личной смысловой ориентации в предмете профессиональную компетентность учителя нельзя признать сформированной
Без пересмотра собственных ценностных ориентаций и основных смыслообразующих жизненных принципов учитель «православной культуры» не сможет быть примером в духовно-нравственного развитии учащихся
Слайд 61. ПУТИ ВОЗМОЖНОГО ВЫХОДА из сложившейся ситуации
Профессиональное становление учителя в процессе самообразования и личного духовно-нравственного возрастания
Учитель «православной культуры» призван стать носителем той культуры, которую преподает
Изменение ценностных ориентаций и этических установок невозможно без внутренней духовной работы
Эта работа не осуществима вне Церкви
Слайд 62. Именно от аксиологического (ценностного) выбора учителя во многом зависит, какие ценности будут у социума в будущем. Слово педагога будет сильно и убедительно, если в его основании лежат нравственные принципы самого педагога, а личный пример в нравственном выборе – это жизненный урок, получаемый детьми от общения с учителем, слова которого значимы, потому что не расходятся ни с его убеждениями, ни с его делами.
Слайд 63. Духовный возраст учителя напрямую влияет на его восприятие сущностных основ Православия и православной культуры. Путь духовной жизнь у каждого свой, но «воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое» (святитель Феофан Затворник)
Слайды 64. Результаты исследований и научно-методические материалы для учителей опубликованы на сайте htpp://www.nauka-slovo.ru 8-903-546-70-70
Слайды 65-97. О работе центра «Наука и Слово» и сотрудничестве с Русской Православной Церковью
Духовное и культурное наследие Византии и Афона

23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истор

Роль женщины в церконо-государственных отношениях

24 января 2015 г.

Святоотеческое воспитание детей и юношества

23 января 2015 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Святоотеческое воспитание детей и юношества.

Обратная связь